LEVEL OF DENTAL EDUCATION AMONG CHILDREN AND THEIR PARENTS ACCORDING TO THE QUESTIONNAIRE OF SCHOOLCHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The level of dental education affects oral health. The task of a pediatric dentist is to build children's motivation for oral hygiene using modern propaganda methods, including interactive management and smart technologies that significantly increase person motivation and population coverage. The purpose of the study was to study the level of dental knowledge of children and parents, as well as to determine the relationship with the state of oral hygiene and practical skills in caring for the oral cavity, indicators of dental caries incidence, and the degree of inflammation of regional periodontal disease in children. The study is based on the results of a questionnaire and a clinical examination of 183 schoolchildren 6-7, 12, 15 years old, Yekaterinburg. The study revealed a low level of dental culture and low motivation both children and parents. To increase the level of knowledge and motivation among school children, it is necessary to conduct dental education using smart technologies.

Keywords:
questionnaire, dental educational, preventive dentistry
Text
Publication text (PDF): Read Download

В последние десятилетия в мировой практике профилактика как самостоятельная дисциплина получила исключительно бурное развитие. Этому способствовали активная позиция ВОЗ и медицинского сообщества и успешная реализация в развитых странах ряда программ предупреждения заболеваний, на базе которых формировались практические подходы и разрабатывались методы профилактической работы [6].  Однако, по данным ВОЗ, несмотря на достигнутые успехи по снижению показателей интенсивности и тяжести развития кариеса и пародонтита, распространенность патологии твердых тканей зубов и слизистой оболочки рта в настоящее время остается высокой, достигая 95–97  % в различных возрастных группах детского населения. Стоматологические заболевания занимают третье место (20–25 % по обращаемости) среди общей заболеваемости населения Российской Федерации. Доказано влияние стоматологического статуса и наличия заболеваний на общесоматическое здоровье ребенка и ухудшение качества жизни [4].

Стоматологическое здоровье является важной проблемой детского возраста во всех странах мира [4].

С 2018 года в Российской Федерации объявлено «Десятилетие детства», провозглашен приоритет здоровьесберегающих технологий, позволяющих внедрять новые методы профилактики стоматологических заболеваний у детей [7]. Недостаточный уровень санитарной культуры может негативно сказаться на состоянии гигиены и привести к заболеванию тканей периодонта и кариесу зубов. В соответствии с современной концепцией развития кариеса разрушение зубов является результатом жизнедеятельности кариесогенных микроорганизмов в условиях высокой обеспеченности углеводами и низкой кариесрезистентности. Недостаточная гигиена полости рта, неблагоприятные условия для самоочищения зубов, избыточное содержание легкоусвояемых углеводов в рационе ребенка являются факторами, повышающими риск развития стоматологических заболеваний. Уменьшив влияние факторов риска развития кариеса, можно снизить не только интенсивность заболевания, но, что важно, и их распространенность [1].

Уровень санитарной культуры населения определяется наличием гигиенических знаний и навыков, обращаемостью за стоматологической помощью, использованием средств гигиены, регулярностью, систематичностью, правильностью техники чистки зубов, культурой употребления сахаросодержащих продуктов. В силу большей доступности источником информации для детей и их родителей чаще служат Интернет, соцсети и приложения для смартфонов. Первый визит к стоматологу происходит по причине боли и дискомфорта в более старшем возрасте, в связи с этим советы стоматолога по уходу за полостью рта теряют упреждающий компонент и оказываются менее эффективными [2].

Основной задачей детского стоматолога является формирование методов мотивации детей к гигиене полости рта с применением современных средств пропаганды, в том числе интерактивных, смарт-технологий, значительно увеличивающих охват населения [8].

Цель исследования ― изучить уровень знаний санитарной грамотности детей, родителей, а также определить взаимосвязь между состоянием гигиены полости рта, практическими навыками ухода за полостью рта и показателями заболеваемости зубов кариесом, степенью воспаления краевого пародонта у детей.

Материалы и методы исследования

Исследование основано на результатах анкетирования и клинического обследования 183 детей 6-7, 12 и 15 лет, посещающих организованные детские коллективы                                 г. Екатеринбурга. Все дети были соматически здоровы, родители заполнили информированное добровольное согласие на проведение исследования.

Детям проводилось анкетирование по методике ВОЗ, заполнялась «Анкета о здоровье полости рта детей (2013)» [5]. Анкета является кратким и комплексным опросником, рекомендуемым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Форма содержит блоки вопросов по самооценке состояния зубов и десен, вопросы, касающиеся ухода за зубами, частоты и причин визитов к стоматологу, оценивает знание и использование средств гигиены полости рта. Преимуществом данного опросника является блок вопросов о питании и уровне образования родителей. Анкета содержит элементы мотивационного интервьюирования — это особая техника консультирования, в которой консультант становится помощником в процессе изменений и выражает принятие клиента, мотивация к переменам должна исходить от самого человека, а не навязываться ему со стороны.     

Клиническое обследование заключалось в комплексном стоматологическом обследовании и включало в себя внешний осмотр челюстно-лицевой области, осмотр полости рта, выявление патологии твердых тканей зубов, аномалий прикуса. По данным обследования заполнялась «Карта для оценки стоматологического статуса детей (2013)» [5].  В процессе обследования были определены индекс интенсивности кариеса зубов (КПУ(з) и КПУ+кп (з)), упрощенный индекс гигиены (OHI-S), проведена оценка состояния тканей пародонта, определен папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА).

Результаты исследования были обработаны в программе Statistica 13,3

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты анкетирования.

По собственным оценкам дети и их родители чаще отмечали состояние зубов как хорошее (34 %) и удовлетворительное (30 %), 27 % ― неудовлетворительное, 9 % ― плохое и очень плохое.

Состояние дёсен в целом было оценено более позитивно: отличное ― 24 %, очень хорошее ― 17 %, хорошее ― 34 %, 13 % ― неудовлетворительное и плохое, 12 % затруднились с ответом.

За последние 12 месяцев зубную боль и дискомфорт, связанный с зубами, испытывали более половины детей (52 %), из них редко ― 37 %, иногда и часто ― 15 %.

Причины неудовлетворенности: 6 % несовершеннолетних считают, что другие дети могут смеяться над ними из-за зубов, 24 % отмечают затруднения при откусывании и пережевывании пищи (чаще это дети в период сменного прикуса).

Из всех детей не удовлетворены внешним видом зубов 31 %. С возрастом неудовлетворенность растет: в 6-7 лет недовольны внешним видом зубов 25 % опрошенных, в 15 лет ― уже 36 % .

Следует отметить, что стоматологическое здоровье влияет на успеваемость учащихся в школе: из-за боли или дискомфорта вследствие проблем с зубами 7 % опрошенных пропускали отдельные уроки или весь учебный день.

Наиболее эффективно раннее обращение населения за стоматологической помощью с целью проведения профилактических мероприятий, также важна регулярность профилактических визитов к стоматологу. По данным анкетирования, 40,5 % детей посещают стоматолога 1 раз в год, 24,9 % ― 2 раза в год. К сожалению, основными причинами визита являются осмотр и лечение зубов (63,7 %).

Недостаточная гигиена полости рта является одним из основных факторов развития кариесогенной ситуации в полости рта. Среди опрошенных был отмечен высокий процент детей, которые чистят зубы 1 раз в день (34,7 %), а также есть те, кто ответили, что чистят зубы один или несколько раз в неделю и даже несколько раз в месяц. Только половина респондентов чистят зубы 2 раза в день (52 %). Дети и родители признаются, что знают о необходимости регулярной чистки, но отмечают низкую мотивацию и отсутствие самодисциплины.

Неблагоприятные условия для самоочищения зубов являются факторами, повышающими риск развития стоматологических заболеваний. Аномалии положения зубов достаточно часто встречаются у школьников, при этом из дополнительных средств гигиены используют зубочистки 33,4 % детей, зубной нитью пользуются только 17,3 %.

Недостаточное поступление соединений фтора в организм ребенка является основным фактором развития кариеса зубов. Ведущие мировые стоматологические и педиатрические ассоциации рекомендуют раннее использование домашних фторсодержащих паст. Зубную пасту при чистке зубов используют все, но только 17 % ответили, что применяют пасту, содержащую фторид, 27,5 % чистят пастой без фтора. Большинство опрошенных (55,5 %) не уделяют внимания составу зубных паст и не знают, содержит их зубная паста фторид или нет.

Несбалансированное питание с избытком легкоусвояемых углеводов, сахаров в рационе ребенка играет большую роль в развитии стоматологических заболеваний. По данным анкетирования, ежедневно свежие фрукты употребляют только 27 % детей, при этом печенье, торты и пирожное ― 40,5 %, конфеты и леденцы ― 42 %.  Лимонад и газированные напитки пьют 63,7 % детей, при этом высок процент ежедневного употребления газированных напитков (17,4 %). Чай с сахаром пьют 16,9 % детей, молоко ― 4 %. Дети с 12 лет чаще отмечают употребление кофе с сахаром (6-7 лет ― 0 %, 12 лет ― 56 %, 15 лет ― 65 %).

Похожее распределение сохраняется при анализе употребления продуктов в еженедельном режиме.

Следует отметить, что вредные привычки оказывают выраженное негативное воздействие на здоровье полости рта и организма в целом. Из опрошенных 183 детей два подростка 15 лет признались в употреблении табака.

Большинство родителей имеют высшее образование: доля участвовавших в анкетировании родителей с высшим образованием составила 59 %, со средним образованием ― 26 %. Следует отметить, что дети родителей с высоким уровнем образования давали более «правильные» ответы на вопросы в анкете.

По результатам стоматологического обследования, среднее значение индекса КПУ (з) составило 3,5±0,9, что определяется как средний уровень интенсивности кариеса зубов. Отмечается рост показателя с возрастом: у 6-7-летних КПУ+кп=3,5 (больший компонент «кп»), у 12-летних детей показатель КПУ был равен 3,1±2,9, у подростков 15 лет ― 3,9±2,8. У детей, применяющих пасту с фтором, индекс КПУ в среднем был ниже, чем у детей, использующих пасту, не содержащую фториды. 

Определенный в соответствии с критериями ВОЗ индекс гигиены полости рта Грина―Вермильона OHI-S у 6-7-летних был равен 0,75±0,69, у 12-летних ― 1,25±0,77, у 15-летних ― 0,63±0,57.

У детей, чистящих зубы 2 раза в день, показатель индекса гигиены был лучше. Так же показатели КПУ и индекса гигиены находились в обратной зависимости от частоты употребления углеводов.

Выводы

Наиболее часто родители с детьми обращаются к врачу-стоматологу один раз в год при наличии жалоб на боль и дискомфорт в зубах.

Среди опрошенных был отмечен высокий процент детей, которые чистят зубы 1 раз в день (34,7 %), а также есть те, кто ответили, что чистят зубы один или несколько раз в неделю и даже несколько раз в месяц.

Как показали результаты исследования, значительная часть родителей и детей не обращают внимания на состав детской зубной пасты, только 17 % ответили, что применяют пасту, содержащую фторид.

Отмечается высокая частота приема кариесогенных продуктов и напитков. Ежедневно свежие фрукты употребляют только 27 % детей, при этом печенье, торты и пирожное ― 40,5 %, конфеты и леденцы ― 42 %. Лимонад и газированные напитки пьют 63,7 % детей, при этом высок процент ежедневного употребления газированных напитков ― 17,4 % детей.

Исследование выявило низкий уровень стоматологической культуры и низкую мотивацию к уходу за полостью рта как детей, так и родителей.

Для повышения уровня знаний у школьников необходимы проведение стоматологического просвещения в организованных детских коллективах, на уроках здоровья в виде бесед, игр, показа мультфильмов и фильмов про гигиену полости рта,  применение смарт-технологий. Просвещение родителей как основного источника информации для детей так же важно. Формирование методов мотивации детей и родителей к гигиене полости рта с применением современных средств гигиены, в том числе интерактивных, является важной и актуальной для современного общества задачей. Командная работа врача-стоматолога и родителей, а также правильное применение современных средств пропаганды здорового образа жизни могут сформировать у ребенка изменение отношения к процессу ухода за полостью рта и мотивацию на здоровый образ жизни.

References

1. Analiz osnovnoy stomatologicheskoy zabolevaemosti detskogo naseleniya g. Ekaterinburga / E. S. Ioschenko, E. V. Brusnicyna, T. V. Zakirov, N. V. Ozhgihina, L. I. Vorozhcova // Problemy stomatologii. - 2017. - № 1. - S. 110-113. doihttps://doi.org/10.18481/2077-7566-2017-13-1-110-113

2. Kisel'nikova, L. P. Ispol'zovanie sovremennyh sredstv gigieny rta v celyah povysheniya motivacii detey na stomatologicheskoe zdorov'e / L. P. Kisel'nikova, N. A. Sirota, T. E. Zueva // Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika. - 2018. - № 3. - S. 70-74.

3. Rozakova, L. Sh. Stomatologicheskiy status i osvedomlennost' v voprosah profilaktiki osnovnyh stomatologicheskih zabolevaniy studentov pedagogicheskogo vuza, kak potencial'nyh istochnikov informacii o formirovanii stomatologicheskogo zdorov'ya dlya detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta / L. Sh. Rozakova, A. M. Hamadeeva, G. V. Stepanov // Vestnik medicinskogo instituta «REAVIZ». - 2019. - № 1. - S. 79-83.

4. Albino, J. Preventing Childhood Caries: A Review of Recent Behavioral Research / J. Albino, T. Tiwari // Journal of Dental Research. - 2016. - Vol. 95 (1). - P. 35-42. doi:https://doi.org/10.1177/0022034515609034.

5. World Health Organization. Oral Health Surveys Basic Methods. - 5th Ed. - WHO Geneva, 2013. - 125 p.

6. Covremennyy podhod k profilaktike kariesa na populyacionnom urovne / A. S. Rodionova, T. N. Kamennova, I. V. Afonina, T. G. Hmyzova, V. R. Ogonyan // Problemy stomatologii. - 2015. - № 3-4. - S. 25-31.

7. Dregalkina, A. A. Struktura zabolevaniy chelyustno-licevoy oblasti sredi zhiteley Sverdlovskoy oblasti / A. A. Dregalkina, I. N. Kostina // Problemy stomatologii. - 2018. - T. 14, № 2. - S. 68-73.

8. The dynamics of the dental incidence of the child population of Yekaterinburg / N. Nasretdinova, L. Vorozhcova, Yu. Mandra, D. Sorokoumova, N. Gegalina, A. Yepishova // Actual problems in dentistry. - 2019. - Vol. 15, № 2. - P. 74-78.

Login or Create
* Forgot password?